Оптово-розничная продажа ритуальной продукции
(342)202-02-03 КРУГЛОСУТОЧНО
(342)202-10-66 магазин
Пермь, ул.Льва Шатрова, 2

Памятка

ПРОСПЕКТ О ПОГРЕБЕНИИ И ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

К большому сожалению, человек не вечен  и приходит время, когда  даже самые лучшие, самые любимые нами люди покидают нас. В этот тяжелый этап жизни на плечи близких и родственников ложатся задачи по организации похорон, возможно, с  решением которых они никогда не занимались.  Организация похорон – это очень значимая процедура.

Прощание с усопшим должно проходить без спешки и суеты. Поэтому стоит доверить заботы по организации похорон квалифицированным специалистам, которые знают свое дело и с легкостью решат все возникающие проблемы во время организации.

День первый

Тело усопшего омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочности жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших.

После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые указывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было нательного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, как в ковчег для сохранения. Под плечи и голову кладут подушку. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь икону (обычно для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери). Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа распятого на кресте ради его спасения, и предал Христу свою душу, что вместе со святыми он переходит к вечному созерцанию — лицом к лицу — своего Творца, на которого при жизни возлагал все упование.

На лоб умершего кладут бумажный венчик. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями, житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, со словами Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») — свой венец, который дается каждому по совершении подвига и соблюдении веры, усопший надеется получить по милосердию Триединого Бога и по ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня.

Затем над телом умершего начинается чтение Псалтири — оно служит молитвой родных и близких о почившем, утешает скорбящих о нем и обращает их молитвы о помиловании его души к Богу.

Для облегчения душе усопшего служатся панихиды, помимо чтения Псалтири. Наряду с панихидами принято служить заупокойные литии, особенно за недостатком времени (лития заключает в себе последнюю часть панихиды). Во время панихиды и литии молящиеся стоят с зажженными свечами, а служащий священник — еще и с кадилом. Свечи в руках молящихся выражают любовь к усопшему и теплую молитву за него.

Сорокоуст

После кончины за усопшего следует заказать сорокоуст, то есть сорок литургий, на которых он будет помянут.

Хотя Святая Церковь постоянно молится обо всех почивших православных христианах, она также совершает особое молитвенное поминовение о каждом усопшем по просьбе его родных и близких — служит заупокойную литургию, панихиду или литию. С глубокой древности в Церкви, согласно апостольскому преданию, существует обычай творить поминовение усопших преимущественно в третий, девятый и сороковой день по их кончине (день кончины входит в счет дней помина — если смерть наступила 1-го числа до полуночи, то третьим днем будет 3-е число).

Третий День

Когда преподобный Макарий Александрийский просил Ангела сопровождавшего его в пустыне, объяснить ему значение церковного поминовения на третий день, то Ангел отвечал ему: В продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. На третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих».

Отпевание и погребение обычно совершаются на третий день. Для отпевания тело усопшего приносится в храм, хотя отпевание может совершаться и на дому. Иногда усопших отпевают заочно, но это не норма, а скорее отступление от нее. В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. Этой молитвой усопший разрешается (освобождается) от обременявших его запрещений и грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, и усопший отпускается в загробную жизнь примиренным с Богом и ближними. Чтобы прощение от грехов, подаваемое умершему, было ощутительнее и утешительнее для всех скорбящих и плачущих, текст этой молитвы сразу по ее прочтении влагается в правую руку усопшего его родными или близкими.

Последнее целование знаменует вечный союз верующих в Господа Иисуса Христа. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и венчику на лбу. Если священник не сопровождает гроб до могилы, то предание земле совершается там, где происходило отпевание — в храме или дома. Со словами «Господня земля и исполнение ея (то есть все, что ее наполняет), вселенная и вси живущий на ней» священник крестообразно посыпает землей закрытое покрывалом тело усопшего. После предания земле гроб закрывают крышкой, которую забивают гвоздями. По просьбе родственников священник может посыпать землю на бумагу. Тогда землю в кулечке перевозят на кладбище где сами родные и близкие усопшего крестообразно посыпают его тело: от головы к ногам и с правого плеча на левое. Так же поступают и при заочном отпевании

Девятый день

После поклонения Богу на третий день, повелевается показать душе различные приятные обители святых и красоту рая. Все это рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя всемогущего Творца. Созерцая все это, она изменяется и забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждений святых она начинает скорбеть и укорять себя. По рассмотрении в течение шести дней всей радости праведных она опять возносится Ангелами на поклонение Богу.

Сороковой день

Дни плача по умершим в самой глубокой древности продолжались сорок дней. Число сорок — знаменательное, оно не раз встречается в Священном Писании (Ветхом и Новом Завете). Народ еврейский сорок лет странствовал в пустыне; пророк Моисей постился сорок дней, принимая закон от Бога; пророк Илия провел сорок дней в путешествии к горе Хорив; наконец, Господь Иисус Христос после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения также в продолжение сорока дней учил апостолов тайнам Царства Божия. Святые апостолы узаконили в Церкви Христовой обычай Ветхозаветной Церкви оплакивать умерших сорок дней. Поэтому Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сороковой день (сорочины). Как Господь Иисус Христос победил диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы на Божественной литургии по усопшему, испрашивает ему у Господа благодать, дабы победить врага, воздушного князя тьмы — диавола и получить в наследие Царство Небесное. Ради Вознесения Спасителя в сороковой день по Его Воскресении Церковь молится, чтобы и усопший, воскресший со Христом, вознесся и всегда был с Господом. Святой Макарий Александрийский, рассуждая о состоянии души человеческой по смерти тела, продолжает:

«После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные нечестивых мучения, от которых души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По этим разным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой ей не быть заключенной в оных. В сороковой день она опять возносится на поклонение Господу Богу, и теперь уже Судия определяет приличное ей по делам место заключения».

    Поминание усопших

Поминовение осуществляется на третий, девятый и сороковой день, поскольку в указанное время душа умершего предстает перед господом. Первые три дня после смерти душа бродит по земле, посещая места, где умерший совершал грехи или праведные деяния. С третьего по девятый день душа странствует среди райских кущ. С девятого по сороковой день она пребывает в аду, наблюдая мучения грешников. В сороковой день окончательно решается вопрос определения местопребывания души в за­гробной жизни.

Поминовение усопшего также осуществляется в годовщину смерти, в дни земного рождения и на именины. Церковью установлены особые дни поминовения — вселенские панихиды:

* суббота перед мясопустной неделей (Мясопустная суббота), за две не­дели до Великого поста — отмечается как поминовение всех умерших внезапной смертью — во время потопов, землетрясений, войн;

* Троицкая суббота — в сороковой день после Пасхи — за всех христиан;

* Димитровская суббота (день Дмитрия Солунского) — за неделю до 8 ноября, установлена Дмитрием Донским в память о погибших на Кули­ковом поле;

* вторая, третья и четвертая субботы Великого поста;

* Радоница (вторник Фоминой недели) когда впервые после пасхи по­сещаются кладбища, куда посетители несут крашеные яйца и где сообщают умершим весть о воскрешении Христа.

* Указом Екатерины 11 от 1 769 года (время войны с турками и поляками) об­щероссийское поминовение всех погибших воинов осуществляется в день усекновения головы Иоанна Крестителя (11 сентября).

О ком Церковь не молится

Православная Церковь не отпевает и не молится о людях, сознательно лишивших себя жизни (самоубийцах), погибших от пьянства и наркотиков, отвергавших Бога и Церковь, отпавших от православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, занимавшихся колдовством, магией, оккультизмом, экстрасенсорикой и т. п. О таких умерших нельзя подавать записки в храме и поминать их в домашней молитве. Невозможно отпевать, равно как и совершать любые церковные поминовения некрещеных людей.

Но долг любви заставляет близких родственников такого человека в домашней молитве просить Бога о его прощении. Известно, что как райское блаженство, так и адские мучения имеют разные степени, и молитва за некрещеного может если не избавить его от мук, то значительно уменьшить их.

ПОМИНАЛЬНАЯ  ТРАПЕЗА

Поминальную трапезу устраивают родные и близкие покойного в дни поминовения: на 3-й, 9-й, 40-й дни, годовщину смерти, а также в дни его именин и рождения. Основная цель поминальной трапезы — общая молитва за усопшего. Поминают покойного за столом прежде всего христианскими молитвами и добрыми словами, а затем «преломлением хлеба».

Во время поминок существует обычай оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд.

Для поминовения усопших существует особая поминальная снедь — кутья (или коливо). В большинстве случаев это вареная пшеница (или рис), смешанные с медом; иногда добавляются некоторые сладкие фрукты (изюм, чернослив и другие). По толкованию святых отцов, кутия (коливо) имеет символическое духовное значение. «Человек, как семя, как пшеница, опять восстанет Божественной силой, и как бы прозябший (проросший) приведен будет ко Христу живым и совершенным» (преп. Симеон Солунский). С другой стороны, принесенная кутия служит поминальной трапезой для молящихся о своих сродниках и является с их стороны милостыней за души усопших: ведь обычно кутию раздают присутствующим на поминальной молитве.
Многие родственники усопших не останавливаются на приношении кутай, а творят и иную посильную милостыню, особенно среди нуждающихся, за души своих близких, что весьма правильно и, как свидетельствует церковная жизнь, действенно.

Поминальная трапеза, по преданию, завершалась пирогом, который выносили из дома на блюде в окружении свечей и раздавали нищим как милостыню на помин души усопшего.

Об увековечении памяти в надгробиях

Основным материалом для надгробий был и остается камень — самый крепкий и долговечный элемент природы, а одним из самых распространенных видов надгробного памятника — вертикально установленная плита — стела, хотя, как уже сказано, размеры и формы могильных сооружений были и по сей день остаются различными, Среди наиболее крупных по своим размерам особенно известны обелиски, часовни, мавзолеи.

Задумываясь над тем, каким будет надгробие родного человека, каждый из нас по-настоящему осознает величие гениальных пушкинских строк:

«Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.»